ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
в сфере централизованного питьевого водоснабжения и водоотвода

Согласно статьи 20 («Права и обязанности потребителя») Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах»:

1. Потребитель имеет право:

1) получать вовремя и соответствующего качества жилищно-коммунальные услуги согласно законодательства и условиям договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг;

2) получать в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, структуре цены/тарифа, нормах потребления, порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительских свойствах и тому подобное;

3) на возмещение убытков, нанесенных его имуществу и/или помещению, вреда, причиненного его жизни или здоровью в результате ненадлежащего предоставления или непредоставления жилищно-коммунальных услуг;

4) на устранение в течение срока, установленного договором или законодательством, обнаруженных недостатков в предоставлении жилищно-коммунальных услуг;

5) на уменьшение размера платы за предоставленные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества в порядке, определенном договором или законодательством;

6) на неуплату стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг, определенных договором в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

7) получать от исполнителя компенсацию в размере, определенном договором, решением суда или законодательством, за превышение нормативных сроков на проведение аварийно-восстановительных работ;

8) на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

2. Потребитель имеет право на заключение договора с исполнителем соответствующих услуг на профилактику, поверку, а также замену или ремонт санитарно-технических приборов, устройств, оборудования и средств учета, которые вышли из строя.

Согласно статьи 22 («Права и обязанности потребителей питьевой воды») Закона Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» потребители питьевой воды имеют право на:

  • обеспечение питьевой водой, качество которой отвечает государственным стандартам, количество и режим подачи которой определяются на договорных принципах в объеме, не меньшем от нормативов питьевого водоснабжения;
  • получение в установленном порядке полной, достоверной, своевременной информации о качестве питьевой воды, объемах ее реализации, режимах подачи и порядке расчета тарифов на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения;
  • организацию и проведение общественных слушаний относительно принятия решений по вопросам качества питьевой воды и питьевого водоснабжения в соответствии с законом;
  • участие представителей общественности в проверках, которые проводятся органами исполнительной власти, с соблюдением установленного режима пребывания на территории объектов питьевого водоснабжения;
  • предъявления исков в суд о возмещении убытков, нанесенных в результате предоставления некачественной питьевой воды, которая не соответствует государственным стандартам, других нарушений законодательства в сфере питьевой воды и питьевого водоснабжения;
  • подключение в установленном порядке к централизованному водоснабжению и водоотведению.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года №630 «Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведению и типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведению», потребитель имеет право на:

1) уменьшение размера оплаты в случае:

  • предоставления услуг не в полном объеме, снижения их качества, в частности отклонения их количественных и/или качественных показателей от утвержденных нормативов (норм) потребления;
  • временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи на основании письменного заявления потребителя и официального документа, который подтверждает его/их отсутствие (справка с места временного проживания, работы, лечения, учебы, прохождения военной службы, отбывания наказания).

2) устранение исполнителем обнаруженных недостатков в предоставлении услуг;

3) неоплату стоимости услуг за период временного отсутствия потребителя и членов его семьи (в случае отключения исполнителем холодной и горячей воды и опломбирования запорных вентилей в квартире (доме садового типа) и возобновления предоставления услуг путем снятия пломб за свой счет на протяжении суток согласно письменного заявления;

4) проверку количественных и качественных показателей предоставления услуг (качество и давление воды, температура горячей воды, температура воздуха, в помещениях и тому подобное) в порядке, установленном этими Правилами;

5) установку квартирных приборов учета и взятия их на абонентский учет;

6) периодическую поверку, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) квартирных средств учета;

7) ознакомление с нормативно-правовыми актами в сфере жилищно-коммунальных услуг;

8) внесение по согласованию с исполнителем в договор изменений, которые влияют на размер платы за услуги;

9) освобождение от оплаты за услуги в случае их непредоставления и получения компенсации за превышение сроков проведения аварийно-восстановительных работ;

10) возмещение убытков, нанесенных его имуществу и/или помещению, вреда, причиненного его жизни или здоровью в результате ненадлежащего предоставления или непредоставления услуг.

Потребитель имеет также другие права в соответствии с законодательством.